понедельник, 23 июля 2012 г.

Алтай - 2012.День третий: 23 июля 2012 г. (понедельник)

День третий: 23 июля 2012 г. (понедельник)
И снова в путь. Стартанули прямо как по часам – в самом начале одиннадцатого. До Акташа – совсем рядом. Там стали на заправку – все залили полные баки. Зашел в местный магазинчик – ничего интересного. В Акташе сделали небольшую остановку на площади пяти магазинов. Успел их все обежать по кругу. Купил себе мороженое, а более существенного ничего и не было, да и не хотелось еще есть.
 Следующая остановка – Красные ворота. Тут все останавливаются, чтобы пофотографировать, попить водички из реки Чибитки, просто размять ноги. Место очень живописное – дорога здесь делает крутой поворот и проходит между высоких скал красноватого цвета. Отсюда и название.

9. Красные ворота

10. Красные ворота. Река Чибитка

Дальше дорога идет вдоль озер, которые кто-то называет ртутными, а кто-то мертвыми. Но говорят, что и ртути там нет, а рыбу запустили, и она там прекрасно прижилась. На придорожных щитах предлагается постой, баня, рыбалка. Пять лет назад этих надписей еще не было, да и придорожные палатки не встречались. А может быть, я их просто не заметил тогда?
На Улаганском перевале прогулялись на смотровую высотку. К сожалению, из-за дымки снежники Северо-Чуйского хребта были видны очень смутно, можно сказать контурно или пунктирно. Прибрал там парочку деревяшек от пня старого кедра (или лиственницы), чтобы потом чего-нибудь из них смастерить, да так и довез до дома не обработанными. От Улаганского перевала дорога покатилась вниз. Сначала петляя через лес, а затем выбралась на простор. Красивые места. Распахнутые долины, далекие горы, невысокие холмы, местами поросшие лесом. В этих местах расположены знаменитые Пазырыкские курганы. Их посещение оставили на потом, на обратную дорогу.

11. Улаганский перевал

Не останавливаясь проехали Улаган, а затем Балактыюль. И опять дорога медленно пошла вверх. Традиционно остановились наверху, где открывается вид на долину и озеро внизу. Группово сфотографировались на несколько фотоаппаратов. Что-то получилось. Размяли ноги, пофотографировали. А через десяток километров по холмам через лес мы прибыли к перевалу Кату-Ярык. Тут остановились на подольше, чтобы все хорошо осмотреть. Времени у нас было достаточно, чтобы не торопиться. Сходили на смотровую площадку, откуда хорошо виден каньон реки Чулышман, дорога, окружающие горы и горы вдали. И, конечно же, рассматривали дорогу, сирпантинившуюся по склону горы, по которой нам предстояло спуститься к Чулышману. Сверху она выглядит жутковатенько, хотя я по ней уже один раз я и спускался, и поднимался пять лет назад.

12. Перевал Кату-Ярык

Настроили все три рации на один канал, и двинулись вниз. Спустились без проблем за несколько приемов. Надо было делать остановки для того, чтобы остыли тормоза. Машины, которые катились вниз без остановок, весьма ощутимо пованивали. Внизу постояли немного и отдышались.

13. Вниз с перевала

Дальше дорога шла по левому берегу Чулышмана, по весьма узкой его долине, петляя вдоль реки, то поднимаясь вверх, то опускаясь почти до самой воды. Услышали во время движения какой-то посторонний звук. Остановились – оказалось, что правое заднее колесо сдулось. Связались по рации с другими машинами, подкачали колесо, и решили посмотреть, как оно будет вести себя в дальнейшем. Минут через пять опять остановились и снова подкачали колесо. На третий раз уже решили поставить запаску. На это ушло не так уж и много времени. Общими усилиями быстро управились. Две другие машины ушли вперед, чтобы подыскать место для стоянки.

14. Река Чулышман

По рации нам сообщили, что место нашли и начали раскидывать лагерь. Оказалось, что место это не то, где мы стояли раньше, а чуток не доезжая дотуда. Место было не то! Договорились, что мы проедем дальше и посмотрим, как там со стоянками. Проехали вперед. На нашем старом месте стояло пару машин, но рядом было еще достаточно места для нашего лагеря. А место там получше – отделено от дороги деревьями, хороший выход к реке и, что очень важно, поближе к местам наших предполагаемых прогулок. Связались по рации с нашими и сообщили, что место для стоянки есть и что оно предпочтительнее того, где они собрались раскидывать лагерь. Вскоре они подъехали к нам на поляну, и мы стали обустраивать свое временное местообитания. Мы собирались стоять здесь четыре дня, а потому выбор места имел существенное значение. И мы не прогадали!
Опять пришлось поработать лопатами, чтобы немного расчистить места под палатки. И даже одно осиное гнездо убрал Андрей с превеликими предосторожностями. С дровами проблем не было. А у нас еще к тому же был значительный запас дров, взятых из дома: с дачи Ше – несколько мешков с сухими березовыми полешками, из которых я мастерил палочки для еды, и две упаковки прессованных дровишек из магазина ИКЕА.

15. Полевые работы

Когда стемнело, нам показали великолепное звездное небо.